regempty2 Proekt

С 26 по 28 апреля 2022 года в павильоне № 55 на исторической выставочной площадке нашей страны - ВДНХ состоится Международный форум производителей напитков- 2022.

 

Главной задачей для российской экономики в новых условиях санкций станет поиск новых поставщиков, новых рынков сбыта, реструктуризация производства и логистика.

Сегодняшний кризис подталкивает руководство компаний к принятию инновационных решений по оптимизации существующих бизнес-моделей, поиску путей сокращения издержек, а также развитию новых направлений бизнеса.

 

Событие соберёт специалистов и экспертов отрасли производства напитков и смежных с ними секторов промышленности.

 

В рамках выставочной экспозиции будут представлены отрасли пивоварения, сидроделия, производства медовухи и пуаре, молочной индустрии, виноделия, производства чая и т.д.

 

Главная цель Форума объединение промышленного потенциала России в области, производства напитков, использование для этого сырья от отечественных сельхозпроизводителей, импортозамещение, а также создание и продвижения конкурентоспособной продукции как внутри страны, так и на внешних рынках.

Организаторами мероприятия выступают Фонд Росконгресс и Национальный Союз Производителей Пива и Напитков.

 

В рамках Форума запланирована обширная деловая программа. Российские и зарубежные эксперты, представители законодательной власти, специалисты научно-исследовательских институтов и институтов развития выступят с докладами по актуальным вопросам отрасли.

Среди заявленных тем для обсуждения:   

https://t.me/beverage_vdnh

мониторинг текущей ситуации и перспективы развития в отрасли напитков, оборудования, сырья и материалов

комплекс мер поддержки отечественных сельскохозяйственных производителей сырья, а также товаропроизводителей слабоалкогольной и безалкогольной продукции

причины несоблюдение приоритета поставок, задержек поставок товаров и сырья на внутренний рынок

изменение системы налогового регулирования и учета, система предоставления льгот в отношении отечественных производителей напитков, переработчиков сырья, организаций общественного и ресторанного питания, дружественных партнеров зарубежного бизнеса в текущей международной ситуации

меры по повышению качества питьевой продукции на российском рынке для потребителя

экспертное мнение по вопросу введения маркировки питьевой продукции на внутреннем рынке

 

В программе Форума – выставка оборудования и сырья для производства всех видов напитков, конкурсы, дегустация и презентация новой продукции крафтовых пивоварен и пивоваренных заводов.

 

Официальный сайт и ЗАЯВКА ДЛЯ УЧАТИЯ В ФОРУМЕ

ВСЕРОССИЙСКОГО ФОРУМА ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ НАПИТКОВ.

 

https://rbforum.ru/

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШИ СОЦСЕТИ.

 

Участвуйте в обсуждении острых вопросов и тем.

 

Количество страховых компаний-членов Всероссийского союза страховщиков (ВСС) продолжило умеренно снижаться в первом полугодии этого года, сообщил "Интерфаксу" президент ВСС Игорь Юргенс по итогам годового собрания участников союза.

"В начале 2019 года ВСС объединял 197 страховых организаций, в конце 2019 года - 178, к началу второго полугодия этого года их количество сократилось до 165", - привел Юргенс данные статистики.

Таким образом, по сравнению с концом 2019 года с рынка ушло 13 компаний.

"В апреле-мае, в самый критический с точки зрения влияния пандемии на экономику период, страховой рынок показал относительную устойчивость и достаточно быстро адаптировался к новым условиям. Правда, в большей степени пострадал бизнес страховщиков, напрямую зависящий "от практически замороженных тогда секторов экономики - строительства, продаж автомобилей, грузоперевозок. Здесь снижение поступления премий оказалось более ощутимым", - сообщил глава ВСС.

По итогам 2020 года страховщики рассчитывают по показателю сборов "в худшем случае снижаться на уровне всей национальной экономики, а в лучшем - быть среди тех её опорных точек, благодаря которым сдерживается общий спад", прогнозирует глава ВСС.

Согласно данным союза, в 2019 году ВСС провел 27 проверок страховых компаний, с начала 2020 года - уже 24 проверки.

"С конца марта проверки ВСС по согласованию с департаментом страхового рынка ЦБ временно осуществляются в дистанционной форме. С прошлого года начаты проверки компаний на соответствие двум новым базовым стандартам, утвержденным Банком России. В том числе по стандарту защиты прав и интересов получателей финансовых услуг, а также стандарту совершения страховыми организациями операций на финансовом рынке. Более половины выявляемых ВСС нарушений связаны с несоблюдением этих нормативных актов", - сказал Юргенс.

Работа ВСС с обращениями потребителей становится более интенсивной, констатировал он. "В 2019 году мы обработали около 600 обращений потребителей - вдвое больше, чем в 2018-м. В нынешнем, судя по текущей динамике, показатель прошлого года может быть превышен", - считает он.

Характеризуя типологию претензий, глава ВСС сообщил, что в большей степени обращения страхователей связаны с договорами страхования жизни, страхования от несчастных случаев и болезней, страхования ответственности и имущества. Часть обращений в ВСС "связана с банкротством страховых организаций", в топе самых обсуждаемых потребителями тем - отказ в страховой выплате, отказ в возврате страховой премии при досрочном прекращении договора страхования, несогласие с размером выплаты, вопросы урегулирования убытков", конкретизировал глава ВСС.

"Кроме прямых обращений от физических лиц, в статистику ВСС теперь попадают и запросы от Банка России. В 2019 году их было 54, к концу лета 2020-го - уже 57, по ним союзом составлено 28 актов о нарушениях", - сообщил он.

Как сообщалось ранее, традиционно годовое собрание участников ВСС проводилось в начале лета, однако из-за пандемии в этом году годовое собрание ВСС было решено перенести на начало сентября.

Уже в 2019 году страхование ОСАГО начало коренным образом меняться. Изменения ОСАГО в 2020 году будут продолжены. По заявлениям правительства, главная цель нововведений состоит в либерализации системы страхования. Так ли это на самом деле, и что конкретно изменится, вы можете узнать из нашего сегодняшнего материала.
Полис ОСАГО останется обязательным для всех автомобилистов. Эта система впервые начала действовать в 2003 году. В законодательство, посвященное гражданской ответственности автомобилистов регулярно вносились изменения, но столь масштабной реформы, сравнимой с той, что начала реализовываться в 2019 году, не было.

С 2003 года многое изменилось, и в системе ОСАГО накопилось немало противоречий, требующий устранения. Поэтому в 2018 году правительство принимает решение провести реформы системы страхования. Разработка конкретных решений была поручена Министерству финансов и Центробанку. Реформа реализуется поэтапно, а первые изменения автомобилисты ощутили в начале 2019 года. Точка в реформировании будет поставлена 1 октября 2020 года, когда вступят в силу все запланированные изменения.

Планируемые изменения ОСАГО в 2020 году

Напомним, первые серьезные разговоры о необходимости реформирования системы обязательного автострахования начались еще в 2018 году. Тогда же по результатам парламентских слушаний правительство подготовило соответствующий законопроект. Наиболее ярким и принципиальным предложением стала отмена территориальных коэффициентов и коэффициентов мощности двигателя.

Примечательно, что многие автовладельцы отнеслись к планируемым нововведениям оптимистично. Ведь используемые сейчас коэффициенты достаточно противоречивы и часто несправедливы.

В частности, применение территориального коэффициента сегодня выглядит хотя и логично, но зачастую его использование не соответствует жизненным реалиям. Вводя принцип территориального коэффициента, законодатели исходили из повышенных рисков ДТП в больших городах. Поэтому ОСАГО для жителей мегаполисов сегодня стоит дороже. В менее густонаселенных городах, а также в деревнях шанс попасть в ДТП ниже. На деле же оказалось, что фактическое место жительства и адрес регистрации у многих россиян не совпадают. Например, в мегаполисах живет большое количество людей, зарегистрированных в деревнях и поселках, поэтому стоимость ОСАГО для них заметно дешевле, чем для автомобилистов, чья регистрация в крупном городе и фактическое место жительства совпадают.

Коэффициент мощности двигателя выглядит еще более противоречиво. Ведь доказанной зависимости от мощности двигателя и риска попасть в ДТП и вовсе нет. Тем не менее, страховой полис для мощных машин стоит дороже. Создавая этот коэффициент законодатели, вероятно, исходили из того, что мощные машины с большим расходом топлива покупают более состоятельные россияне, которые способны без заметного ущерба для своего бюджета купить более дорогую страховку, субсидировав тем самым страхование для водителей со скромными автомобилями.

Итак, главные изменения ОСАГО 2020 года следующие:

1. Отмена территориального коэффициента с 1 января 2020 года.
2. Отмена коэффициента мощности двигателя с 1 октября 2020 года.

Цена полиса ОСАГО в 2020 году

К сожалению, реформа ОСАГО 2020 года не приведет к снижению стоимости страхования. Для компенсации потерь страховщиков от отмены системы коэффициентов законодатели позволят страховым компаниям выходить за базовые тарифы при определении стоимости полисов.

В период с 1 января 2020 года по 30 сентября 2020 года установленную базовую ставку Центробанка можно будет увеличивать и уменьшать на 40%. С 1 октября 2020 года тарифный коридор будет сужен до 30%.

Таким образом, для автомобилистов ситуация вряд ли сильно изменится. Меняется система определения стоимости полиса, но сам полис будет стоить столько же, если не дороже.

Полис для аккуратных водителей может стать дешевле

Правительство предлагает дать автомобилистам возможность использования телематического оборудования в целях сбора информации об их стиле езды. В результате аккуратным водителям может быть предоставлена скидка на покупку полиса.

Речь идет об использовании Эра-ГЛОНАСС, установленных на всех новых автомобилях, продающихся на российском рынке. Эти устройства, в том числе фиксируют скорость при разгоне и торможении. Известно, что аккуратного водителя характеризует плавный набор скорости и не менее плавное ее снижение.

Таким образом, аккуратные автомобилисты, чьи машины оборудованы Эра-ГЛОНАСС, смогут получить скидку на полис ОСАГО. К массовым скидкам изначально это не приведет, ведь большая часть машин на дорогах страны не оснащены телематическим оборудованием. Но с годами, когда автомобильный парк страны будет обновлен, лихачам придется платить за страховку больше. Правда, с учетом прогнозируемого повышения цен на автомобили в 2020 году, в ближайшее время обновления автомобильного парка страны не предвидится.

Идея установки Эра-ГЛОНАСС на подержанные автомобили ради последующей получения скидки на полис выглядит нецелесообразной, ведь такое устройство стоит не менее 30 000 рублей.

Другие планируемые нововведения

Среди наиболее важных запланированных изменений стоит выделить повышение размера страховой суммы за вред жизни или здоровью, причиненный пострадавшему в ДТП. Согласно изменениям ОСАГО с 1 января 2020 года, она может достигнуть 2 миллионов рублей.

Также теперь пострадавшие в ДТП будут обязаны информировать страховщика о месте и времени проведения независимой технической экспертизы. По мнению авторов нововведения это позволит страховым компаниям своевременно направлять на место проведения экспертизы своего представителя во избежание любых злоупотреблений.

В завершение отметим, что к описанным нововведениям могут добавиться и другие изменения. Реформа ОСАГО 2020 года остается дискуссионным вопросом на уровне правительства и парламента и законодательство, посвященное автогражданской ответственности может быть переработано еще более глубоко. Мы отслеживаем ситуацию и в случае появления важных новостей вносим изменения в эту страницу.

источник

Современному судопроизводству нужна стандартизация судебно-экспертной деятельности и формирование системы менеджмента качества в этой области судебной экспертизы. Будущее — именно за такой моделью судебно-экспертной деятельности, уверена директор Российского федерального центра судебной экспертизы при Минюсте России Светлана Смирнова. В своем интервью она рассказывает о развитии экспертного законодательства, о проблеме добросовестности и достоверности экспертизы, о независимости эксперта и его ответственности.

 

— Светлана Аркадьевна, сейчас самым актуальным вопросом, связанным в России с судебной экспертизой, остается принятие нового закона о судебно-экспертной деятельности[1]. Базовый законопроект уже прошел первое чтение…

— И после этого пролежал практически шесть лет в Государственной Думе под сукном.

— Тем не менее недавно появилась информация, что Совет Федерации рекомендовал побыстрее принять его. Вы участвовали в разработке этого проекта, поэтому не могу не спросить: что предшествовало его появлению и почему его прохождение в законодательном органе столкнулось с такими сложностями?

— В 2006 г. появилось Постановление ВАС[2], позволившее активно заниматься судебно-экспертной деятельностью негосударственным экспертам. Подобное решение на тот момент было совершенно грамотным и очень нужным: Председатель Высшего Арбитражного Суда А.А. Иванов преследовал цель снизить сроки производства экспертиз и увеличить количество экспертов, представляющих большой спектр экспертных специальностей.

Конечно, негосударственные эксперты привлекались к исследованиям и ранее. Например, в советские времена у любой государственной судебно-экспертной структуры были внештатники для того, чтобы иметь возможность заниматься самыми разнообразными направлениями экспертизы. Соответственно, редкие, эксклюзивные специалисты, как, например, специалисты по воздушным судам, потребность экспертизы по которым очень редко возникает, не числились в штате. Они привлекались правоприменителями, а мы при необходимости включали их в наши комиссии экспертов. После появления в 2008 г. института негосударственных экспертов у нас не осталось внештатников, потому что все они либо объединились в экспертные организации, либо стали работать на подряде, делая заключения под эгидой негосударственных судебно-экспертных организаций. Вот здесь и начались сбои … Правоприменитель стал все чаще сталкиваться с недостоверными заключениями экспертов. В один прекрасный момент у судебной общественности закончилось терпение, и они выступили с инициативой привести работу негосударственных экспертов в порядок. По поручению Президента[3] была начата большая работа по совершенствованию судебно-экспертной деятельности.

Закон[4], который действует сейчас, был принят в далеком 2001 г. и позволяет работать негосударственным экспертам как свободным художникам. И качество их заключений подчас вызывает много вопросов.

Конечно, среди них есть и бывшие государственные судебные эксперты, которые знают все законы, все правила исследований и запросов вещественных доказательств, направления ходатайств в правоприменительные органы. Есть и негосударственные судебно-экспертные организации, которые пользуются заслуженным доверием со стороны заказчиков проведения экспертных исследований. Но их доля по сравнению с числом малопрофессиональных специалистов, называющих себя экспертами, очень незначительна.

Законопроект, о котором мы начали говорить, прошел первое чтение, можно сказать, на ура, потому что эксперты различных ведомств — Минюста России, Экспертно-криминалистического центра (ЭКЦ) МВД, Института криминалистики ФСБ, структур МЧС, Минобороны, Минздрава — были в этом крайне заинтересованы. Но ведь нельзя же создать закон, который будет касаться только негосударственных экспертов. Все эксперты должны работать по единым правилам, только тогда наши экспертизы будут востребованы на мировом уровне. А если применять к негосударственным экспертам одни правила, а к государственным — другие, то мы далеко не уедем. И в итоге перед вторым чтением начались сплошные разногласия. Многие были не согласны с тем, что государственных судебных экспертов придется также сертифицировать. Даже Следственный комитет, который ждал принятия закона, легализующего их экспертную службу, работа которой была у них практически налажена под эгидой Главного управления криминалистики, был не согласен. В результате большинство ведомств в ходе работы по подготовке законопроекта ко второму чтению высказали позицию о том, что новый закон не нужен, что Закон 2001 г. и так все учитывает и т.п. Хотите, мол, создавайте регулирование только для негосударственных экспертов. Поэтому законопроект дальше первого чтения так и не продвинулся.

Но… в 2018 г. что-то, видимо, изменилось. Возможно, что кто-то из наших руководителей сам столкнулся с результатами деятельности негосударственных судебных экспертов. И началась новая волна, Президент дал поручение Минюсту урегулировать все межведомственные разногласия. Сейчас департаментом по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой Минюста России совместно с нашим центром подготовлен проект поправок, которые, надеемся, удовлетворят всех заинтересованных лиц.

— Это значит, что в ближайшем будущем его все-таки примут?

— Не могу это утверждать, ведь все равно предпринимаются попытки его поправить, и какова будет его дальнейшая судьба — пока неясно. В принципе, в руководстве страны поддерживают его принятие, понимая, что нужно работать по единым правилам, стандартам, методикам. Все должно быть гармонично: и научно-методическая составляющая, и организационно-правовая, и само взаимодействие между всеми нами. Думаю, что закон все-таки должен появиться: Минюст очень тщательно подошел к разработке его новой редакции, максимально учтены замечания всех заинтересованных органов государственной власти. При этом нужно понимать, что в случае принятия законопроекта потребуется дополнительное внесение изменений в процессуальное законодательство, в том числе в целях приведения в единство терминологии, касающейся назначения и производства судебных экспертиз. Это неоднократно отмечали и коллеги из Верховного Суда в рамках работы над проектом поправок.

А если этого закона не будет, то, как я уже говорила, не видать нам побед на мировом уровне.

Наш федеральный центр судебной экспертизы, развивающий те самые инновационные практики аккредитации, валидации, стандартизации методик, сегодня единственный в России успешно обеспечивает экспертное сопровождение в международных судах.

Мы, несмотря ни на что, продолжаем изучать, внедрять у себя международные стандарты, даже если положений, предусматривающих их применение, не будет в профильном законе.

С появлением закона мы связываем правовое регулирование деятельности негосударственных экспертных организаций, а также применение единого научно-методического подхода во всех учреждениях, независимо от ведомственной принадлежности. Иначе мы просто не сможем совершенствовать судебно-экспертную деятельность.

— Насколько мне известно, ваш центр осуществляет добровольную сертификацию негосударственных экспертов. Какова их удельная доля?

— Если говорить простыми словами, то нашу сертификацию прошли немногие негосударственные судебные эксперты. Всего с 2005 г. выдано около 2000 сертификатов. В основном это дальновидные специалисты. Кроме того, могу сказать, что некоторые вузы понимают, что даже самый лучший специалист не может называть себя экспертом, пока не постигнет правовых основ судебной экспертизы: он элементарно не будет знать, как проводить осмотры или как правильно фиксировать результаты. И они создают кафедры судебной экспертизы: например, в Московском государственном строительном университете, где обучают профильных экспертов, такая работа отлажена, по окончании они приходят к нам и получают сертификацию. Правда, на наш взгляд, удельная доля таких сертифицированных экспертов еще невелика.

— То есть сертификация сегодня — это некий знак качества?

— Знак качества, или как принято говорить за границей, quality. Эти люди сначала проходят у нас стажировки, готовят заключения, которые мы рецензируем, а потом сдают экзамен, по итогам которого мы им присваиваем или не присваиваем звание эксперта. Настоящего эксперта, который знает и теорию, и практику судебной экспертизы.

— А как выглядит система сертификации, предлагаемая законопроектом?

— Ввиду того, что в настоящий момент процессуальное законодательство позволяет привлекать к производству судебной экспертизы любых лиц, обладающих специальными знаниями, в проекте поправок применяется конструкция добровольной сертификации. И, наверное, это правильно, так как в ряде случаев есть специалисты, знания которых являются уникальными, но которые занимаются другой работой, и производство судебных экспертиз не является для них основным видом деятельности. Но мы предусмотрели обязательное включение в государственный реестр судебных экспертов тех, кто прошел сертификацию.

— Это будет открытый реестр?

— Конечно. И он ориентирован в первую очередь на правоприменителей. То есть судьи и следователи будут знать, кто прошел сертификацию и к кому можно обратиться за проведением тех или иных судебных экспертиз. И судя по последнему обсуждению законопроекта на площадке Федерального Собрания, могу сказать, что неприятия его со стороны негосударственных экспертов уже не осталось. Может, и хорошо, что законопроект несколько лет ждал своего часа: все боялись его появления и готовились к нему — кто-то сертифицировался, кто-то получал базовое образование. Раньше, например, в эксперты-техники, которые считают ущерб после ДТП, приходили люди без профильного образования. Вот что они понимали в транспортном средстве и оценке ущерба?

Одним словом, Минюст всеми силами старается навести порядок в деятельности негосударственных судебных экспертов. И нужно отметить, что, поскольку мы максимально постарались учесть замечания и согласовать все разногласия, большинство ведомств отнеслись к этой работе очень конструктивно и уже согласовали проект поправок в предложенном варианте, в этом смысле мы очень благодарны коллегам за такой правильный рабочий подход. Нужно сказать, что от многих положений первоначальной редакции законопроекта, принятого в первом чтении, нам пришлось отказаться. Например, это касается валидации методик, которую предлагалось сделать обязательной, что соответствовало бы общепринятым международным практикам. Ряд других моментов нам пришлось откорректировать в поисках компромиссов, но это неизбежно ввиду ведомственного характера судебно-экспертной деятельности, который окончательно оформился на сегодняшний день в России.

Очень сложно, с одной стороны, включать в законопроект инновации, которые жизненно необходимы для дальнейшего развития судебной экспертизы и которые могли бы стать регуляторными драйверами для ее совершенствования и приближения к мировым стандартам, и, с другой стороны, сделать это так, чтобы учесть и совместить в принимаемых решениях мнения всех заинтересованных лиц.

Но, самое главное, все согласились с тем, что во главу угла нужно ставить развитие единого научно-методического подхода и стремиться к сертификации методического обеспечения.

— Но ведь стороны часто сталкиваются с недобросовестностью именно негосударственных экспертов. В том числе поэтому суды стараются, если сторона представляет какое-то заключение, обеспечить дополнительную экспертизу, со стороны государственных учреждений.

— Да, это правда. По крайней мере, в Московском городском суде и районных судах Москвы есть такое негласное правило — назначать экспертизу государственным экспертным структурам. Но в таком случае возникает проблема очень больших сроков.

Правоприменители думали, что с ростом числа негосударственных экспертов сократятся сроки и повысится качество экспертиз. Но на деле появилась проблема фальсификации выводов, недобросовестного отношения к вещественным доказательствам. А самое главное, негосударственные эксперты не задумывались о том, каким образом эти доказательства были изъяты.

Все это повлекло за собой огромное количество повторных экспертиз, проводимых государственными структурами после негосударственных судебных экспертов, а значит, существенное увеличение сроков рассмотрения дел и количества проведенных судебных заседаний.

— Есть ли какие-то детали в заключении эксперта, которые могут говорить о том, что методика грубо нарушена? В целом какие принципы валидации методик сейчас используются при добровольной сертификации?

— Мы, конечно, говорим, что методики должны быть валидированы, т.е. оценена их пригодность использования в экспертной практике. Но, к сожалению, даже в наших государственных судебно-экспертных учреждениях методики не всегда одинаковые и порядок их апробации и внедрения разнообразный. Например, наши баллисты работают по одним методикам, баллисты ЭКЦ МВД по другим, и мы иногда приходим к различным результатам. То же самое относится к автотехнической, пожарно-технической, биологической экспертизам, криминалистической экспертизе материалов, веществ и изделий.. Правда, традиционных экспертиз сейчас стало проводиться гораздо меньше, и таких проблем почти не возникает.

И несмотря ни на что, во всех государственных экспертных структурах методики так или иначе валидированы, утверждены научно-методическими советами этих центров или институтов, ну а негосударственные эксперты нередко пользуются методиками нашего центра, потому что современные технологии позволяют найти их без особого труда, например в сети Интернет. Однако без должного обучения и получения практических навыков возникает проблема неправильного их использования, что может приводить к недостоверным выводам.

Существуют направления, по которым методики пока не разработаны. Например, есть определенные сложности с установлением давности изготовления документов.

Сейчас появляются разработанные негосударственными экспертами методики, которые, по мнению разработчиков, научно обоснованы и перспективны. Адвокаты часто спрашивают: а они утверждены Российским федеральным центром судебной экспертизы (РФЦСЭ) или МВД России? Ответ, как правило, отрицательный.

Нам очень важно понять, как та или иная методика работает, чтобы мы с уверенностью могли сказать о возможностях и условиях ее применения. Бывают случаи, когда мы еще не завершили изучение методики, а нас начинают заваливать запросами: зачем вы это делаете, ведь эта методика априори плохая, она лоббирует интересы ее авторов? Мы вынуждены отвечать, что РФЦСЭ не собирается внедрять в экспертную деятельность методики до тех пор, пока не получено подтверждение их достоверности и соответствующее научное обоснование. Вообще, мы занимались, занимаемся и будем заниматься валидацией и сертификацией методик по одной простой причине — наука и экспертные технологии не стоят на месте, и методики должны удовлетворять повышенным требованиям со стороны правоприменителей. Ведь мы работаем для них.

— А когда в судебно-экспертных учреждениях Минюста была принята действующая методика установления давности изготовления документа?

— Еще в 1990-е гг. И она нуждается в серьезной доработке и модернизации.

— Значит, мы можем попасть в ту же ловушку, что и, например, США, когда в 2009 г. Национальная академия наук, а в 2015 г. и Министерство юстиции признали, что многие экспертизы, которые проводились на основании устаревших методик, были неправильны?

— Конечно. Однако мы стараемся это предотвращать путем использования современного более чувствительного оборудования, повышения профессиональной подготовки наших работников и внедрения систем менеджмента качества в судебно-экспертной деятельности.

— А если много исследований проводится еще по советским методикам, означает ли это, что растет вероятность получения недостоверных данных по результатам экспертизы?

— В государственных экспертных учреждениях — нет, это исключено в связи с мероприятиями, о которых я сказала. По крайней мере, по результатам наших экспертиз не было возбуждено ни одного дела, связанного с необоснованностью заключения эксперта, а уж тем более из-за того, что произошла какая-то подтасовка результатов. Проблема в другом: наши методики наиболее эффективны тогда, когда суд или следствие направляет нам такие материалы, на основе исследования которых эта методика позволяет нам дать конкретный ответ: либо четкое «нет», либо уверенное «да».

Здесь очень важно то, насколько грамотно собраны и сохранены объекты для исследования и насколько правильно уже в ходе исследования определена совокупность признаков, необходимая для формулирования обоснованного и достоверного вывода. Вот почему если методика позволяет, то мы устанавливаем требуемые обстоятельства. Если же суд или следователь просто собирают и направляют нам все, что попало под руку, то мы часто отвечаем: не представляется возможным установить.

— Какую максимальную давность изготовления документа вы можете выявить согласно принятой на сегодня методике?

— Если говорить о методике, которую мы сейчас используем, то она предусматривает использование физико-химических методов и газохроматографического оборудования. В зависимости от обстоятельств и материала письма — обычно до двух-трех лет. Эта методика основана на испарении растворителя; если он испарился — определить период времени, в который был изготовлен документ, невозможно.

— А если определять по бумаге?

— Здесь от самой бумаги очень многое зависит. С одной стороны, злоумышленники ведь могут специально состарить ее, есть специальные технологии для этого. Те, кто нарушает закон, знают все наши методики и прекрасно представляют, что надо сделать для того, чтобы мы не ответили на поставленный вопрос. С другой стороны, установить зависимость изменения параметров бумаги от времени достаточно сложно, так как необходимо учитывать множество исходных данных, что на сегодняшний день является проблематичным. Но мы работаем над тем, чтобы переиграть злодеев.

— Стороны, особенно неквалифицированные, могут не знать, каким образом формулировать вопрос перед экспертом. На что им ориентироваться при решении такой задачи и часто ли эксперты помогают в этом?

— Во-первых, мы стараемся информировать судей и следователей на проводимых для них методических занятиях, а во-вторых, консультируем стороны. Суды этому только рады, потому что они не могут в каждом случае звонить и выяснять, что от сторон требуется. К примеру, мы можем предупредить, что для исследования печатного или письменного текста нам понадобится разрешение на вырезки, без чего мы не сможем провести эту экспертизу.

А вот что касается уголовных дел, то здесь мы не общаемся со сторонами и можем только проконсультировать следователя на предмет того, что нужно для решения тех или иных вопросов, о чем мы подробно рассказываем на наших методических занятиях, которые, как правило, касаются экспертной практики по конкретным делам, прошедшим в судах. Несмотря на то, что у следователей и судей есть свои академии, институты, они очень любят приходить к нам за знаниями и опытом по всем нашим направлениям, а в центре выполняются 59 видов исследований. Мы понимаем: от качества работы следователей зависит качество нашей работы.

Поскольку я давно работаю и тесно общаюсь со следователями, могу сказать, что в XX в. было проще их учить, так как все они заканчивали государственные учебные заведения, а не коммерческие юридические вузы, и, безусловно, проходили и криминалистику, и судебную экспертизу. И нам не так много приходилось им объяснять, так как основы теории они уже знали. Мы только делали акценты на практических моментах производства экспертизы.

Сегодня следователь подчас не знает наших возможностей, а мы не знаем, чего он хочет от нас. И в результате налаживание взаимодействия с правоприменителем и судами превращается в элемент не менее важный для эффективной судебно-экспертной деятельности, чем те, о которых мы упомянули выше.

— А откуда в экспертные учреждения приходят сотрудники?

— Если говорить о системе экспертно-криминалистических подразделений МВД, то это прежде всего выпускники вузов МВД, где осуществляется подготовка судебных экспертов в форме специалитета в рамках стандарта высшего профессионального стандарта «Судебная экспертиза». Этот стандарт реализуется и в ряде других вузов, самым известным из которых является Университет имени О.Е. Кутафина. Кафедры, где готовят будущих судебных экспертов, есть также в РГУП, МГТУ им. Н.Э. Баумана. Для нашей системы судебно-экспертных учреждений (СЭУ) Минюста России характерна такая форма подготовки, как дополнительное профессиональное образование. Для того чтобы человек, имеющий высшее профильное образование, стал экспертом, нужно учить его около девяти месяцев — как ребенка родить, так сказать.

— Хорошее сравнение — так рождается эксперт!

— Он должен под руководством наставника изучить базовые курсы по основам криминалистики и судебной экспертизы, освоить профессиональные компетенции конкретной экспертной специальности, подготовить свои заключения, на которые мы получаем рецензии старших, ведущих и главных экспертов, затем сдать экзамен по итогам получения дополнительного профессионального образования и только тогда получить диплом и свидетельство на право самостоятельного производства экспертиз.

Специальных структур, готовящих экспертов по целому ряду экспертных специальностей, нет, так что мы своими силами, привлекая профессоров по теоретическим предметам, проводим обучение по теории и практике судебной экспертизы.

Мы приняли активное участие в подготовке экспертов-экономистов для ЭКЦ МВД России, потому что по уголовным делам мы не в состоянии одни осилить потребности уголовного судопроизводства. В МВД тысячи экспертов, а в нашем центре за экономику отвечают всего восемь. При этом назначенных экспертиз — просто вал, и все по делам с большим общественным резонансом. Поэтому нагрузка у нас более чем серьезная. Хорошо, что в последние годы, по крайней мере в системе Минюста, ситуация по организации судебно-экспертной деятельности стала меняться в лучшую сторону и в плане технического оснащения, и в части финансирования, что позволяет эффективно противостоять вызовам времени.

В 2015 г. мы подготовили экспертов по строительно-технической экспертизе для ЭКЦ МВД, и количество строительно-технических экспертиз, которые приходят к нам из следственного департамента МВД России, значительно уменьшилось. Вот так общими усилиями мы потихонечку поднимаем уровень судебно-экспертной деятельности в стране. Но пока что все равно сроки исследования очень большие, так как не решен вопрос с качественной подготовкой материалов к проведению исследования. Прежде в отделах и управлениях криминалистики существовали группы по подготовке материалов для производства экспертизы по всем правилам научного и методического исследования в рамках того или иного вида экспертизы, и сроки производства экспертиз были гораздо меньше. А сейчас нам приносят вагоны дел по несколько сотен томов.

— По принципу «разбирайтесь сами»?

— Да, подчас следователи просто не знают, что в этих документах есть. Поэтому эксперт начинает работу с анализа того, что же ему принесли. Он просматривает все тома, отбирает то, что необходимо для ответа на поставленный вопрос.

Отбором материала для экспертного исследования должны заниматься профессионалы. А профессионалы должны быть где-то обучены, иметь представление хотя бы о каких-то экспертных понятиях, терминах и определениях.

Здесь я даже не говорю уже о неукоснительном соблюдении процессуальных требований при обращении с вещественными доказательствами. Давайте помечтаем: если бы в Следственном комитете была служба, отвечающая за подготовку материалов к производству экспертизы, и к нам всегда поступали бы качественные объекты экспертизы, то сроки нашей работы сократились бы в разы.

— Сколько сейчас экспертов в штате вашего центра?

— Порядка 230.

— А сколько направлений экспертизы вы закрываете?

— Как я уже говорила, 59 — это самое большое количество направлений среди государственных судебно-экспертных учреждений.

— Как быть с уникальными экспертизами?

— Если в назначенных экспертизах есть вопросы, на которые работники, эксперты РФЦСЭ не могут ответить, то в комиссию экспертов включаются сторонние специалисты. Отправляем соответствующее ходатайство, чтобы судья или следователь нам разрешили это сделать.

— Но это уже не эксперты?

— Они проводят исследование и подписывают заключение как эксперты, процессуальные фигуры. При этом ведущим по данной экспертизе, как правило, выступает эксперт из нашего центра. По ходатайству в процессуальном порядке для решения этих вопросов привлекаются работники других министерств и ведомств. К примеру, мы делали экспертизу по делу «Седьмой студии». Но мы в состоянии были провести только финансово-экономическую экспертизу, а оценить, сколько потребовалось финансовых средств для создания этих спектаклей, не могли. Поэтому по решению суда в процессуальном порядке для ответа на эти вопросы были привлечены работники Министерства культуры.

Другими словами, мы всегда делаем все необходимое с правовой точки зрения для оформления полного, всестороннего, объективного заключения на строго научной и практической основе.

— В этом году был вынесен приговор по нашумевшему маковому делу[5], в котором некая сотрудница научного учреждения подготовила по запросу руководства этого учреждения справку о том, можно ли относить маковое вещество к наркотическим средствам. В итоге эту женщину пытались привлечь к уголовной ответственности, и дело дошло до того, что даже президент РАН А.М. Сергеев написал письмо в ее защиту, утверждая, что нельзя судить научного сотрудника (а она не являлась экспертом) за научное мнение. Получается, что научное мнение легко спутать с экспертным заключением?

— К сожалению, четких критериев, отличающих профессиональных экспертов от лиц, обладающих специальными знаниями, нет ни в процессуальных законах, ни в Законе о судебно-экспертной деятельности. В любом случае компетентность экспертов проверяет суд или другие лица, назначившие производство судебной экспертизы. Но ясно, что, если вы просто сведущее в той или иной отрасли науки, техники, искусства или ремесла лицо, то это еще не делает вас судебным экспертом. Даже если вы знаете, как применять тонкослойную хроматографию к тому же самому маку, знакомы с химическими методами анализа и умеете просчитывать концентрацию маковой соломки в исследуемых карманах, но не имеете представления о правовых основах экспертизы, то вы не сможете дать квалифицированное заключение, основанное на объективном, всестороннем и полном исследовании.

Я получаю сотни запросов — адвокатских и из суда: что делать с заключениями, подготовленными учеными и педагогами? Да ничего не делать. Принять их и назначить судебную экспертизу эксперту, который имеет право подписи по данной экспертной специальности, владеет методиками экспертного исследования и способен на строго научной и практической основе объективно, полно и всесторонне провести экспертное исследование.

— А если специалист следовал одной из валидированных методик экспертного исследования, можно ли принять его заключение в качестве доказательства?

— Нет, этого недостаточно. Для того чтобы понять, заключение эксперта лежит перед вами или нет, нужно ответить на массу вопросов. Начиная с вопросов о соответствии подготовившего заключение эксперта предъявляемым профессиональным и квалификационным требованиям и заканчивая такими вопросами, например, как: соответствуют ли выводы поставленному вопросу? проведено ли исследование с теми объектами, которые представлены на экспертизу? не видоизменены ли они или это вообще другие объекты? Кроме того, обязательно должны быть проведены все мероприятия, необходимые согласно теории и практике судебно-экспертной деятельности. Валидированная методика подразумевает учет всех этих тонкостей и правил судебно-экспертного исследования. И только если они все соблюдены, мы можем сказать, что перед нами заключение эксперта. А сегодня называют судебными экспертами кого угодно.

— Должно ли отсутствие в заключении эксперта строки о предупреждении об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения быть основанием для непризнания этого заключения в качестве доказательства?

— Из действующей редакции Закона следует, что в заключении должны быть сведения о предупреждении эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Таким образом, отсутствие в заключении эксперта строки о предупреждении об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, несомненно, является несоответствием требованиям закона. Одновременно при оценке заключения эксперта правоприменитель обращает внимание и на соблюдение других законодательных требований. Если хотя бы одно из них нарушено, то данное заключение эксперта суд может и не принять в качестве доказательства. Кроме того, в заключении должно быть обосновано применение тех или иных методов исследования. Важно и то, как объект был доставлен на экспертизу. Взять хотя бы те же наркотические средства: следователи могут хранить их годами, они уже сгнили, а их в таком виде нам на экспертизу присылают. И что с этим делать?

Но и это не главное.

Главное — чтобы, кроме всего прочего, эксперт не превышал свою компетенцию, установленные границы специальных знаний. К примеру, не пытался решать правовые вопросы.

— Насколько сложно привлечь эксперта к ответственности за дачу заведомо ложного заключения?

— Очень сложно! На практике это единичные случаи. Эксперт может сказать, что это его мнение, — и всё. Попробуй докажи, что была какая-то подтасовка результатов, присутствовал умысел. Не привлекают даже в одиозных случаях.

— Вы сказали, что в разных ведомствах применяются разные методики и, соответственно, может получиться разный результат. Недавний пример — почерковедческая экспертиза подписей за кандидатов в депутаты Мосгордумы. Избиркомы ориентировались на одно заключение, а кандидаты принесли прямо противоположное. Могло это произойти из-за того, что эксперты применяли разные методики?

— С удовольствием отвечу, потому что мы давали консультацию по этому делу. Там были представлены экспертные заключения, из которых было видно, что эксперты неверно применили методические подходы к исследованию электрофотографических копий документов. Данной методикой владеют только эксперты нашей системы СЭУ Минюста России, а негосударственные эксперты на сегодня не обучались применению этой методики. Отсюда неправильная трактовка результатов.

Что же касается унификации методик экспертного исследования, то такая потребность назрела уже давно. В 1990-е гг. создавали паспорта методик, выстраивали их в рядочек, но настоящий эксперт, как правило, делает исследование не по одной методике, а по нескольким.

Сертификация методического обеспечения, по нашему мнению, позволит приблизиться к реализации концепции единого научно-методического подхода при решении одинаковых экспертных задач.

— Как Вы относитесь к такому методу опровержения заключения эксперта, как рецензирование?

— Прежде всего важно понимать, что это не процессуальная категория. Здесь все зависит от судьи — его личности, знаний, профессионализма. Если он захочет — он примет такое мнение, закон позволяет это сделать. Но по сути — это опосредованное мнение о проведенной экспертизе. Когда человек рецензирует то или иное заключение, он видит не исходные данные и не объект экспертизы, а только текст, в котором написано, что было предоставлено эксперту, что он измерял, исследовал и нашел.

Я не зря все время говорю о том, что важно не только сделать вывод, который соответствовал бы вопросу, но и исследовать объект так, чтобы заключение было объективным, достоверным и полным. Поэтому к рецензированию я отношусь очень скептически.

— Но ведь рецензент может проверить какие-то вещи, например то, какая методика применялась?

— Да, обычно об этом и спрашивается: правильно ли использовали методику? Пользуются ли эксперты государственных экспертных учреждений данной методикой? Но судит-то и оценивает экспертизу — ее достоверность, обоснованность и всю фактуру — именно судья. Поэтому здесь очень многое зависит от квалификации судьи или следователя. Бывают случаи, когда рецензия принимается во внимание. На ее основании назначается повторная экспертиза, или дополнительная, и суд получает другие доказательства.

— В действующем Законе о судебно-экспертной деятельности закреплен принцип независимости экспертов. Можно ли сказать, что наши экспертные подразделения, которые находятся в ведомственном подчинении, подлинно независимы?

— Думаю, и нет, и да. Во многих странах мира существует такой же порядок организации судебной экспертизы. Сразу оговорюсь: я не ратую за монополию Минюста России в плане проведения судебных экспертиз. Как сказал на одном из заседаний коллегии министр юстиции А.В. Коновалов, «у нас нет препятствий для сотрудничества с другими институтами судебной экспертизы. Работы в этой сфере — непочатый край, и поделить ее с другими не составляет трудности!». Поэтому я за то, чтобы экспертизы проводили грамотно и чтобы все участники процесса на своем месте помогали их ускорять. Считается, что экспертные подразделения ФСБ и МВД России, например, не находятся в прямом подчинении этих ведомств — в первом случае экспертизой занимается институт, а во втором — вообще отдельный центр, ЭКЦ. А.И. Бастрыкин в своем интервью обращал внимание на то, что Следственному комитету необходимы собственные подразделения, занимающиеся судебно-экспертной деятельностью[6]. Думаю, что созданные при Следственном комитете экспертные подразделения будут представлены как независимое учреждение. Вот и получается, что, с одной стороны, они зависимые, а с другой — независимые.

— Международные принципы требуют страхования ответственности экспертов. Ваши эксперты страхуют свою деятельность? Вы же признанный на международном уровне Центр.

— Это так, но мы не страхуемся. И как показало наше удачное выступление в международном Спортивном арбитражном суде в Швейцарии по делу российских спортсменов, иностранцев не интересовала страховка. Им для принятия решения было важно, что эксперты Центра подготовили аргументированное, объективное, полное, всестороннее заключение. Кроме того, мы являемся независимым от следственных органов учреждением, входим в Европейскую сеть судебных экспертов, наша деятельность соответствует определенным международным стандартам, которые на сегодняшний день вырабатываются в ходе обмена опытом разных стран в целях унификации лабораторной деятельности.

Это сложная и долгая работа! К примеру, вот уже три года на международных площадках мы обсуждаем права и обязанности эксперта, требования к подготовке заключения эксперта, к выводам, вопросам. Пока и международных стандартов по всем направлениям судебно-экспертной деятельности нет.

— В завершение поделитесь своим видением: каким Вам представляется будущее судебной экспертизы в России?

— Современное судопроизводство, как никогда ранее, нуждается в появлении инновационных форм обеспечения судебно-экспертной деятельности, а также в таких прогрессивных механизмах достижения указанных целей, как стандартизация судебно-экспертной деятельности и формирование системы менеджмента качества в области судебной экспертизы. Будущее — именно за такой моделью судебно-экспертной деятельности. Только тесное взаимодействие экспертов и правоприменителей в плане эффективного использования специальных знаний в сфере судопроизводства принесет нам позитивные результаты. Объединив наши усилия, мы неоднократно уже доказывали, что нет ничего невозможного для людей, которые умеют работать, серьезно обдумывают грандиозные планы и дружной командой упорно реализуют намеченное.

 

[1] Проект федерального закона № 306504-6 «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

[2] Постановление Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 № 66 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе».

[3] Перечень поручений Президента РФ от 03.02.2012 № Пр-267 по вопросам совершенствования судебно-экспертной деятельности.

[4] Федеральный закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

[5] Приговор Брянского областного суда от 24.01.2019 по делу № 2-2/2019.

[6] См.: Российская газета. 2019. 25 июля.

С октября 2019 года вступает в силу целый ряд изменений в ОСАГО. Обзор последних новшеств в автостраховании - в нашем материале.

Лимит по европротоколу до 400 тыс. рублей
С 1 октября максимальная сумма возмещения ущерба имуществу при оформлении ДТП по европротоколу будет составлять не 100, а 400 тысяч по всей России. Напомним, раньше такая сумма действовала только на территории Москвы, Санкт-Петербурга и соответствующих областей. При этом сохраняется требование к фиксации ДТП с помощью специальных приложений и программного обеспечения.

Европротокол с разногласиями
С 1 октября можно оформить европротокол даже при наличии разногласий у участников ДТП. Одним из обязательных условий оформления европротокола ранее было отсутствие разногласий между водителями относительно виновника ДТП и объема повреждений.

Для оформления ДТП по европротоколу в случае наличия разногласий есть два условия:

ДТП обязательно должно быть зафиксировано с помощью специальных приложений и программного обеспечения;
страховое возмещение в таких случаях будет ограничиваться 100 тысячами рублей.

Перестрахование в ОСАГО
С 29 октября в системе ОСАГО разрешено перестрахование. Для автовладельце это по сути не несет каких-то существенных новшеств, но упрощает работу страховщиков. Чаще всего перестрахование применяется при защите очень дорогих объектов - космических аппаратов, кораблей и т.д. В случае наступления страхового случая компания-страховщик может не суметь выплатить огромный ущерб, поэтому она применяет перестрахование - делит всю сумму на меньшие части и страхует эти "доли" в нескольких других страховых компаниях. В системе ОСАГО перестрахование ранее было запрещено и не применялось.

ОСАГО для иностранцев
С 29 октября 2019 года иностранцы, въезжающие на машине в Россию, должны предъявлять на таможне действующий полис ОСАГО российского или международного образца.

ОСАГО на транспортные средства, не требующие регистрации
Новые поправки с 29 октября официально освобождают от покупки ОСАГО владельцев транспортных средств, «на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства Российской Федерации о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении». К примеру, это касается владельцев мопедов.

Временный полис ОСАГО
С 29 октября покупка временного полиса ОСАГО (сроком до 20 дней) возможна только для следования автомобиля к месту прохождения техосмотра. Ранее такую временную страховку можно было купить не только для следования к месту техосмотра, но и для того, чтобы доехать до места регистрации транспортного средства, для постановки его на учет. Теперь же для этого придется покупать только "постоянный" полис ОСАГО.

Справки от МЧС и "скорой помощи"
Напомним, сейчас основным документом для получения выплаты является извещение о ДТП. Ранее оформлялись справки о ДТП, однако теперь эта функция не входит в обязанности сотрудников ГИБДД. Поэтому, в правила ОСАГО с 29 октября внесена новая формулировка: "документы, подтверждающие факт наступления страхового случая, могут выдаваться полицией, аварийно-спасательными службами, выезжающими на место дорожно-транспортного происшествия, медицинскими организациями". То есть, водители смогут прикладывать к извещению о ДТП справки, выданные спасателями и сотрудниками "скорой помощи".

Отказ от освидетельствования приравнен к опьянению
С 29 октября в некоторых случаях страховая компания виновника ДТП вправе требовать от него компенсации выплаченного пострадавшим ущерба (регресс) – к примеру, если ущерб был нанесен умышленно, если виновник скрылся и так далее. Однако раньше подпункт «б» пункта 1 статьи 14 ФЗ № 40 предусматривал возможность такого регрессного требования при условии опьянения у виновника аварии – но если виновник просто отказывался от освидетельствования, штрафные санкции на него не распространялись. Это упущение было исправлено: теперь, как и в случае обычной проверки инспектором, отказ от освидетельствования приравнен к факту опьянения и включен в тот же подпункт «б».

Санкции за ДТП с прицепом
В списке поводов для регрессного требования страховщика появился новый: использование прицепа при условии, что это не было отражено в договоре ОСАГО. С 29 октября страховая компания вправе требовать компенсации своих затрат, если «вред был причинен указанным лицом при использовании транспортного средства с прицепом при условии, что в договоре обязательного страхования отсутствует информация о возможности управления транспортным средством с прицепом, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям». То есть, данное условие не распространяется на прицепы к легковым машинам.

Электронный полис можно получить в офисе
Новая редакция пункта 7 статьи 15 с 29 октября предусматривает возможность получения автовладельцем не только бумажного полиса ОСАГО, но и электронного: «заключение договора обязательного страхования подтверждается предоставлением страховщиком страхователю страхового полиса обязательного страхования с присвоенным уникальным номером, оформленного по выбору страхователя на бумажном носителе или в виде электронного документа». Кроме того, по просьбе страхователя электронный документ, высылаемый ему по почте, также «может быть распечатан на бумажном носителе».

Оформление "европротокола" через сайт Госуслуг
В правилах ОСАГО с 29 октября 2019 года будет предусмотрена возможность оформления европротокола через портал госуслуг, когда направляемое страховщику извещение о ДТП подписывается участниками аварии в электронном виде. При этом сами файлы направляются автоматически программным обеспечением, за работу которого водители ответственности не несут.

Требования к документам при оформлении ОСАГО онлайн
С 29 октября страховщик при оформлении ОСАГО онлайн сможет потребовать сканированные копии документов, только если у него нет возможности провести проверку представленных сведений в органах власти. При этом, если данные, представленные страхователем, не соответствуют сведениям в государственных информационных системах, страховщик сможет приостановить оформление электронного полиса.

Отмена обязанности оформлять извещение о ДТП
С 29 октября планируется отменить обязанность по составлению извещения о ДТП для водителей, которые в силу обстоятельств аварии (например, если в ней пострадали люди) обязаны оформлять ДТП с участием сотрудников полиции. В этом случае все сведения будут зафиксированы автоинспекторами.

Новые бланки ОСАГО
Согласно информации Банка России, с 29 октября будут внесены изменения в бланк полиса ОСАГО - в частности, на нем не будет указываться серия. Заключение договоров ОСАГО на старых полисах будет разрешено до 1 февраля 2020 года.

Завершился очередной ежегодный семинар экспертов техников, организованный СЭТОА в г. Ессентуки.

Российский союз автостраховщиков предложил новый способ оценивать ущерб после ДТП. В частности предлагается определять размер ущерба с помощью справочников цен на запчасти, которые действуют на момент обращения а возмещением, а не на момент самой аварии.

Эти справочники цен на запчасти помогают определить размер расходов на ремонт поврежденного автомобиля по ОСАГО. Обновляет их сам союз, но не реже, чем раз в полгода. К примеру, действующий справочник обновлен 1 декабря 2018 года.

При обновлении справочников впервые была применена новая методика: исследование, которое легло в основу справочника, прошло по всем регионам РФ — во всех столицах субъектов и крупных городах-миллионниках. Таким образом, средние цены на запчасти по ОСАГО выросли на 6,5%.

Сейчас стоимость ремонта автомобиля определяют с помощью цен в справочнике, который действовал на момент ДТП. То есть если авария, к примеру, произошла до 1 декабря 2018 года, когда вступил в силу обновленный справочник, ущерб будет оценен по старой методике с устаревшим справочником.

«Закон обратной силы не имеет, поэтому данные новых справочников «задним числом» применяться не могут. Однако мы считаем справедливым, чтобы все автовладельцы, обращающиеся сейчас за выплатой по ДТП, имели возможность получить ее по новым справочникам, цены в которых стали выше», — цитирует пресс-служба союза президента РСА Игоря Юргенса.

Предложение уже направлено на согласование в ФАС. В действие инициатива вступит только после одобрения ведомством.

7 февраля 2019 г. 10:31:00

Суды усилили наказание для страховых компаний, обманывающих собственных клиентов. Об этом сообщает «Российская Газета».

По данным источника, средний штраф для страховых компаний, которые не смогли решить проблемы по ОСАГО с автовладельцами и проиграли суд, увеличился на 20 тысяч рублей. Выросли судебные штрафы, пени и неустойки, которые налагает суд на страховщиков. За 2018 год они поднялись на 55%. Средний судебный штраф вырос с 50 тысяч в 2017 до 70 тысяч в 2018 году.

Несмотря на увеличение штрафов для автостраховщиков-мошенников число судебных претензий к ним сократилось примерно на 20%. Количество судебных решений по ОСАГО в 2018 году составило 283 тысячи против 354 тысячи в 2017 году. Общая сумма выплат по суду практически не изменилась и составила 34 миллиарда рублей.

Министерство финансов представило очередные поправки к закону об ОСАГО, которые дополнят недавно предложенные Центробанком изменения. Если регулятор занимался перерасчетом коридором базовых ставок, немного корректировал коэффициенты стажа и возраста, а также пересмотрел систему расчета коэффициента бонус-малус, то проект Минфина предлагает ряд других нововведений, включая очень радикальные.

Все предложенные изменения должны приблизить систему ОСАГО к либеральным тарифам, полный переход на которые предполагают осуществить не раньше 2025 года.

Коэффициенты региона и мощности отменят
Минфин предлагает отменить территориальный и коэффициент мощности автомобиля. В ведомстве полагают, что место регистрации автомобиля и собственника не влияет на риск ДТП, особенно в условиях, когда поставить автомобиль на учет можно в любом регионе. Отмена региональных коэффициентов снизит нагрузку на жителей наиболее автомобилизированных областей, однако жителям мелких населенных пунктов придется платить больше.

Также чиновники Минфина неоднократно заявляли о том, что по статистике МВД, нет связи между аварийностью и мощностью автомобиля. Упразднение коэффициентов мощности повлечет снижение стоимости страховки для мощных автомобилей, но приведет к подорожанию полисов для маломощных автомобилей.

Стоимость полиса будет зависеть от стиля вождения
Появится новый коэффициент, размер которого будет зависеть от стиля вождения. Спокойная езда позволит снизить стоимость страховки, а резкие маневры, интенсивные торможения, частые перестроения, а также слишком долгая езда без перерывов снизят рейтинг водителя и установят повышающий коэффициент.

Отследить стиль вождения можно при помощи установленного на автомобиль трекера, но об обязательном оснащении телематическими устройствами речь пока не идет. Судя по всему, этот вариант станет опциональным по аналогии с умным страхованием каско, которое тоже использует телематические устройства.

Стоимость полиса будет зависеть от соблюдения ПДД
Еще одно предложение Минфина заключается в контроле за грубыми нарушениями ПДД. К таковым относятся превышение скорости более чем на 60 км/ч, выезд на встречную полосу, езда в нетрезвом состоянии, нарушения на железнодорожных переездах и т.д. Планируют учитывать только нарушения, зафиксированные инспекторами ГИБДД, а не камерами. Нарушения правил парковки в список не попадут.

Ранее в Российском союзе автостраховщиков уже обсуждалась идея введения сетки повышающих коэффициентов для нарушителей. Предполагалось, что при четырех нарушениях в год стоимость ОСАГО не изменится, к водителям, допустившим от пяти до девяти нарушений ПДД, будет применяться коэффициент 1,86, а самым злостным нарушителям придется умножать стоимость полиса на 3,04. Такой же коэффициент применят к тем, кто ранее получил уголовное наказание за действия, связанные с нарушением ПДД.

ОСАГО покроет ущерб до 2 млн
Помимо полисов со стандартным лимитом 400 тыс. руб. за вред имуществу и 500 тыс. руб. за вред жизни и здоровью, Минфин обещает также ввести полисы с увеличенным покрытием. Такие полисы будут иметь лимит в 1 либо 2 млн руб. и по имуществу, и по здоровью, но окажутся дороже. Регулировать стоимость расширенных полисов государство не будет, как и не обяжет страховщиков вообще иметь такой продукт. Предполагается, что страховая компания будет самостоятельно устанавливать тариф на расширенный полис, как это раньше происходило с добровольным расширением стандартного полиса ОСАГО.

Появятся долгосрочные полисы
Минфин вновь вернулся к вопросу о введении долгосрочных полисов ОСАГО. Помимо годовых полисов страховщики должны будут продавать договоры на два и три года. Но в этом случае речь идет о сравнительно новых автомобилях, которым не требуется проводить технический осмотр раньше трех лет (для новых) или чаще, чем раз в два года (для свежих машин).

Оплату за полис можно будет произвести в рассрочку, однако страховые компании получат право перерассчитывать стоимость полиса ежегодно в зависимости от аварийности и статистики нарушений ПДД. Актуальные данные по каждому автовладельцу будут храниться в базе данных РСА.

Страховых посредников станет меньше
В перспективе Банк России намерен ввести обязательную аттестацию страховых агентов, продающих полисы ОСАГО, а пока регулятор собирается ограничить работу компаний-посредников. Центробанк разослал страховщикам письма с рекомендацией о продаже электронных полисов только собственникам транспортных средств или их водителям, которые будут вписаны в полис, то есть людям, имеющим имущественный интерес в заключении договора страхования.

Рекомендация Центробанка связана с практикой страховых мошенничеств, когда компания-посредник оформляет электронный полис с недостоверными данными, получая более низкую страховую сумму, а клиенту передает исправленную вручную выписку за полную стоимость. Таким образом, клиент получает полис с зарегистрированным номером, который будет признан недействительным в случае реального ДТП.

Тарифный коридор расширят
Расширение тарифного коридора базовых ставок произойдет в начале осени, а не в августе, как планировалась ранее. Как заявили в Центробанке, сроки пришлось сдвинуть по техническим причинам. Однако в цифрах изменений уже не будет. Как и планировалась, тарифный коридор будет расширен в обе стороны, а средняя стоимость полиса, по оценкам участников рынка, может увеличиться на 20%.

Если сейчас базовая ставка для легковых автомобилей составляет от 3432 до 4118 руб., то осенью коридор будет расширен до значений от 2746 до 4942 рублей. Представители регулятора полагают, что средняя стоимость полиса вырастет с нынешних 5800 до 7000 рублей.

А вот полисы для водителей двухколесной техники и легковых автомобилей юридических лиц точно станут дешевле. Нижняя граница тарифа для них также понижена на 20%, а вот верхняя не увеличивается, а снижается: для мотоциклов и мотороллеров – на 10,9%, до 1407 руб., для автомобилей юрлиц – на 5,7%, до 2911 рублей.

Полисы будут проверять камеры
С сентября камеры видеофиксации нарушений начнут занимаются проверкой полисов ОСАГО. Система запущена и работает уже с весны, но вместо штрафов нарушителям пока высылаются предупреждения с рекомендацией обратиться в страховую компанию. «Льготный» период нужен для обкатки системы и отлова всех ошибочных записей. Нововведение опробуют в Москве, Казани и других крупных городах, после чего внедрят по всей стране.

Для того, чтобы штрафы не получали владельцы только что купленных машин, которым дается 10-дневный срок на покупку, система будет осуществлять проверку через 10 дней после фиксации автомобиля. Штраф за езду без полиса ОСАГО в России составляет 800 руб. или 500 руб., если автомобиль используется в период, когда полис не действует.

Источник autonews.ru

Доля электронных продаж договоров ОСАГО превысила 40%, их число выросло в 4,5 раза с начала 2018 года

 

Число заключенных договоров ОСАГО в электронном виде выросло в первом квартале 2018 года в 4,5 раза - до 3,4 млн штук по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такие данные привел президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс.

 

В первом квартале 2017 года было заключено 745 тыс. договоров в электронном виде. В первом квартале 2016 года, когда продажи электронных полисов еще не были обязанностью для страховщиков, число реализованных таким способом полисов составило 103 тыс.

 

"В прошлом году произошли глобальные изменения для рынка ОСАГО, которые сыграли на повышение доступности автогражданки и в целом повлияли на уровень цифровизации всего страхового рынка. Электронное ОСАГО с 1 января 2017 года стало обязательным для всех страховых компаний, которые ведут деятельность по этому виду страхования. Е-ОСАГО "выстрелило" - возможно, и у регулятора, и у самих участников рынка не было таких ожиданий. Сегодня доля таких продаж превышает 40%", - отметил И.Юргенс.

 

Доля е-ОСАГО в общем количестве продаж полисов автогражданки в первом квартале 2016 года составила 1,25%, в первом квартале 2017 года – 8,87%, в первом квартале 2018 года – 41,3%.

 

В первой тройке лидеров продаж электронного ОСАГО по итогам первого квартала 2018 года – Альфастрахование, РЕСО-Гарантия, Росгосстрах. Все эти компании заключили за первый квартал 2018 года более 400 тыс. договоров. В прошлом году лидерами продаж были Росгосстрах, РЕСО-Гарантия, Ингосстрах.

 

"Если смотреть в региональном разрезе, топовыми по продажам е-ОСАГО являются наши крупные города с большим автопарком, а также так называемые "проблемные" регионы, где наблюдались трудности с доступностью полисов и где активно действуют недобросовестные автоюристы", - пояснил И.Юргенс.

 

Так, по итогам первого квартала в первую десятку регионов по продажам е-ОСАГО вошли Москва, Московская, Свердловская область, Санкт-Петербург, Новосибирская, Воронежская области, Приморский край, Дагестан, Самарская область, Краснодарский край.

 

"Запуск этого проекта потребовал мобилизации значительных ресурсов от страхового сообщества – нужна была доработка и базы АИС, и программного обеспечения самих компаний. Кроме того, в 2017 году для обеспечения бесперебойности заключения договоров РСА запустил работу системы Е-Гарант, которая позволяет в случае технических проблем на сайте одной страховой компании заключить договор с другим страховщиком с использованием площадки РСА. Этот проект тоже потребовал больших затрат", - пояснил президент РСА.

 

Он сообщил, что система за время работы системы е-ОСАГО у страховщиков накопился ряд предложений по его совершенствованию, которые РСА направил регулятору – в Банк России.

 

Изменения предлагается внести в нормативные акты Банка России. Так, страховое сообщество предлагает установить, что договор ОСАГО может заключать (то есть быть страхователем) владелец транспортного средства. "Такая мера позволит бороться с посредничеством в электронном ОСАГО, которое в настоящий момент запрещено законом", - пояснили И.Юргенс.

 

Страховое сообщество также предлагает уйти от практики предоставления сканов документов при заключении таких договоров. На заключение договора у страхователя должно уходить не более 90 минут. Такое предложение направлено на уменьшение нагрузки на информационные системы страховых компаний, пояснили в РСА. "Это позволит избегать ситуаций, когда страхователь открыл сайт, начал заполнять заявление, а затем отвлекся (на час, или на сутки), но со страницы сайта "не ушел". Это дополнительная нагрузка на систему страховщика. При этом действуют строгие требования регулятора по бесперебойности заключения договоров ОСАГО в электронном виде", - отметил И.Юргенс.

Для борьбы с мошенничеством РСА также предложил ввести временную франшизу на вступление электронного договора в силу – 72 часа. Это необходимо для исключения случаев, когда договор ОСАГО заключается в день ДТП.

 

Источник: www.autoins.ru

Уважаемые партнеры, в целях повышения качества работы и повышения прозрачности процесса работы, в период с 01.03.2018 по 31.03.2018 будет проводиться добровольная переаттестация экспертов и сотрудников - проводящих осмотр автомобилей, путем сдачи экзамена по 40 типовым вопросам в специально отведенное время.

С 1 декабря 2017 вступило в силу изменение, допускающее прямое возмещение убытков по ОСАГО более 2 участников ДТП.

Еще в августе 2017 года Центробанком было подготовлено указание, которое корректирует порядок возмещения вреда, причиненного владельцам автомобилей в ходе ДТП.

С 25 сентября 2017 года вступают в силу новые поправки к Закону об ОСАГО.

С этого дня прямое возмещение убытков (ПВУ) станет доступно для водителей, пострадавших в аварии из трёх машин.

27 апреля 2017 года вступил в силу закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» Ссылка на закон

Уважаемые пользователи Audatex, сообщаем вам об обновлении РРЦ по брендам:

Внимание! Открылся филиал компании в г. Махачкала:

г. Махачкала, пр-кт. Гамидова д. 18 Телефон: +7 925 371-33-45

Внимание! Открылся филиал компании в г. Самара:

г. Самара, ул. Карбышева 23Б, оф. 404 Телефон: +7(917)119-82-00

Уважаемые друзья! Мы проводим опрос по обучению программным продуктам: Audatex, PC Crash и Silver DAT.

Уважаемые друзья! Сообщаем Вам, что наш Московский офис переехал на новый адрес:

Москва, ул. Верхоянская, д.6, стр.1. Телефонные номера: 8 (800) 700-0925; (499)130-6862; (965) 263-4422; (903) 103-1250

С 01.10.2016 г. доступно обновление базы данных для расчета стоимости ремонта!

Российский союз автостраховщиков (РСА) разработал предложения по противодействию мошенничеству при получении компенсационных выплат, осуществляемых союзом. Такие выплаты должны производиться по аналогии с возмещением по вкладам в банковской сфере. Об этом сообщил президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и РСА Игорь Юргенс.

22 августа 2016 года состоялась Пятая ежегодная торжественная церемония награждения лауреатов Премии Золотой Ключ 2016, которая является международной независимой профессиональной наградой на рынке поставок и брендов автосервисного оборудования в России.

Уважаемые партнеры, мы зарегистрировали 99 участников, 30 и 31 августа состоялся 1 этап конкурса (тест online) в профессиональной категории «Лучший специалист по расчету стоимости ремонта автомобиля».

Средняя выплата в ОСАГО в июле 2016 года выросла на 37% - до 70,360 тыс. рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, средняя премия сохранилась почти на уровне июля прошлого года и составила 6,059 тыс. рублей. Об этом свидетельствуют предварительные сведения по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) по результатам января-июля 2016 года, подготовленные Российским союзом автостраховщиков (РСА).

Члены Российского союза автостраховщиков (РСА) в ходе общего собрания союза в четверг поддержали и проголосовали за внесение изменений в приоритетные направления деятельности по обеспечению доступности услуг по ОСАГО. Об этом сообщил президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и РСА Игорь Юргенс.

В первом полугодии 2016 года доля водителей, оформлявших ДТП с применением Европротокола (т.е. без вызова сотрудников полиции), в целом по России выросла и составила 29,1%. Об этом сообщил президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс.

В Автомобильной Сервисной Ассоциации открылся интернет-магазин автозапчастей АСА-Парттрейд!

Адрес интернет-магазина: http://www.parttrade.ru/

В связи с тем, что в ряде субъектов Российской Федерации наблюдаются проблемы, связанные с доступностью полисов ОСАГО, Российский союз автостраховщиков (РСА) разработал соглашение, в соответствии с которым страховщики, имеющие филиалы в таких регионах, осуществляют продажи полисов ОСАГО в качестве агентов от имени всех остальных страховщиков – членов РСА. Указанное соглашение вступило в силу 2 августа 2016 года.

Коэффициент бонус-малус (КБМ) меньше 1, то есть скидку за безаварийность по ОСАГО, имеют 74,6% российских автомобилистов, сообщил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) и Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс.

Сегодня исполняется 14 лет со дня создания Российского союза автостраховщиков (РСА). Организация была учреждена 8 августа 2002 года 48 крупнейшими страховыми организациями России. В настоящее время союз насчитывает 77 действительных членов.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) удовлетворила ходатайство страховщиков ОСАГО о заключении многостороннего соглашения по обеспечению доступности услуг "автогражданки". Соответствующие документы поступили от службы в РСА. Об этом сообщил президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс.

В числе запланированных тем: функционирование и эффективная работа станций технического обслуживания в непростых экономических условиях, поправки в закон об ОСАГО, аспекты узаконивания тюнинговых автомобилей, деятельность независимых экспертиз на рынке Краснодарского Края и другие вопросы.

Средняя выплата в ОСАГО в июне 2016 года выросла на 43% - до 67,604 тыс. рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, средняя премия увеличилась на 4% - до 6,024 тыс. рублей. Об этом свидетельствуют предварительные сведения по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) по результатам января-июня 2016 года, подготовленные Российским союзом автостраховщиков (РСА).

Российский союз автостраховщиков (РСА) в настоящее время готовит поправки в законодательство, в которых укажет зоны ответственности страховщиков и станций технического обслуживания при организации ремонта автомобилей в системе ОСАГО. Об этом сообщил президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и РСА Игорь Юргенс.

Уважаемые партнеры!

Рады Вам сообщить: Союз Экспертов-Техников и Оценщиков Автотранспорта открыл регистрацию участников!

Президиум Российского союза автостраховщиков (РСА) на заседании во вторник принял решение включить Ивановскую область в перечень проблемных регионов, где страховщики ОСАГО будут реализовывать систему повышения доступности услуги (так называемый «агент РСА»). Об этом сообщил президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс.

Страховые организации – члены Российского союза автостраховщиков (РСА) получили 2,759 млн полисов ОСАГО нового образца, сообщил президент РСА и Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс.

Уважаемые пользователи, выпущено обновление базы данных.
Для всех пользователей ПО AudaPad Web обновлённые данные уже доступны при калькуляции повреждений ТС.

Страховщики ОСАГО в рамках действия системы повышения доступности услуг, утвержденной Российским союзом автостраховщиков, в июне увеличили свое присутствие в пяти проблемных регионах и нарастили продажи полисов в них на 10-22%.

С 1 июля 2016 года вступают в силу нормы законодательства, которые позволяют страховым компаниям открыть возможность покупки электронных полисов ОСАГО для юридических лиц. Об этом сообщил президент Всероссийского союза страховщиков и Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.

Наша компания (СЭТОА - Союз Экспертов-Техников и оценщиков автотранспорта) готова предоставить Вам скидки до 40% от розничной цены!

Подписан договор с компанией DAT RUS о предоставлении дополнительных скидок для программного обеспечения всем участникам СЭТОА.

Годовое Общее собрание Российского союза автостраховщиков (РСА) на заседании 7 июня 2016 года определило приоритетные направления деятельности Союза по обеспечению доступности услуг ОСАГО, сообщил президент Всероссийского союза страховщиков и РСА Игорь Юргенс.

Свыше 200 тысяч электронных полисов ОСАГО (Е-полисов) по данным на 2 июня 2016 года оформили российские автовладельцы с 1 июля 2015 года, сообщил президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс.

«Если изначально в перечень таких регионов входили Краснодарский край, Ростовская и Волгоградская области, то теперь к ним решено присоединить Челябинскую и Мурманскую области», - уточнил глава страховых союзов.

В соответствии с уставом РСА, по решению президиума союза из состава РСА может быть исключен член союза, который в течение тридцати дней после исключения из соглашения о прямом возмещении убытков (ПВУ) к нему не присоединился.

Этот показатель вычислен после анализа актуализированных стоимостей наиболее часто повреждаемых деталей по наиболее популярным маркам автомобилей в разрезе экономических регионов. Всего было проверено 7 тыс. позиций.

За счет того, что многие автовладельцы воспользовались этой системой, значительно возросло количество автовладельцев, у которых есть скидка за безаварийное вождение.

ЗАКОНОДАТЕЛИ ХОТЯТ ВИДЕТЬ БОЛЕЕ ОБЪЕКТИВНЫЙ ИНСТИТУТ ОЦЕНКИ УЩЕРБА ОТ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Российский союз автостраховщиков (РСА), Госавтоинспекция МВД России, администрация Республики Крым в рамках всероссийской кампании «Дистанция», реализуемой при информационной поддержке экспертного центра «Движение без опасности», провели 28 апреля 2016 года завершающую пресс-конференцию в Симферополе. Целью мероприятия стало подведение промежуточных итогов кампании «Дистанция» и определение дальнейших шагов в работе по повышению безопасности на дорогах.

Президиум Российского союза автостраховщиков (РСА) утвердил принципы работы агента по продаже полисов ОСАГО в проблемных регионах.

Как прокомментировал президент Российского союза автостраховщиков и Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс, система агентов вводится для устранения проблемы доступности полисов ОСАГО в ряде регионов, в первую очередь речь идет о Южном федеральном округе, где в наибольшей степени активны "автоюристы": в Краснодарском крае, Ростовской и Волгоградской областях.

В преддверии вступления в силу поправок в Федеральный закон по ОСАГО № 40-ФЗ от 25.04.2002 и в связи с пилотным проектом ремонта ОСАГО в Краснодарском Крае, будет проводится общее собрание участников автомобильной отрасли Краснодарского края.

Тема: проект – ремонт ОСАГО в Краснодарском Крае.

Президиум Российского союза автостраховщиков (РСА) на заседании 21 апреля т.г. утвердил проект нового бланка полиса ОСАГО. Об этом на пресс-конференции по итогам президиума сообщил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) и Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс.

Российский союз автостраховщиков (РСА) подготовил предварительные сведения по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) по результатам I квартала (января-марта) 2016 года.

Проблема дорог в России обострилась, заявил президент Владимир Путин в ходе программы «Прямая линия».

Нижняя палата парламента России во вторник, 12 апреля 2016 г., приняла в первом чтении законопроект № 985769-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Региональные отделения

Список представительств:

  • г. Москва

    Центральный федеральный округ

    Адрес: г. Москва, ул. Верхоянская, д. 6, корп. 1

    Телефон:8-800-770-09-25

  • г. Ставрополь

    Северо-Кавказский федеральный округ

    Адрес: г. Ставрополь, ул. Кулакова, д. 19д, 2 этаж

    Телефон: +7 905-414-45-20

  • г. Краснодар

    Южный федеральный округ

    Адрес: г. Краснодар, ул. Мачуги, д. 40, 2 этаж

    Телефон: +7 918 064 10 40

  • г. Екатеринбург

    Уральский федеральный округ

    Адрес: г. Екатеринбург, ул. Шейнкмана, д. 32А, оф. 10, 3 этаж

    Телефон: +7 922 148 00 52

  • г. Севастополь

    Республика Крым

    Адрес: г. Севастополь, ул. Хрусталева, 65а

    Телефон: +7 978 783 01 30

все представительства